РусскийEnglish
Вышел в свет сборник докладов 14 Международного форума «ПАРТНЕРСТВО ГОСУДАРСТВА, БИЗНЕСА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» (7–9 декабря 2020 г., Москва) PDF Печать E-mail
Новости

moscow book cover-scaled

 

moscow book cover-scaled

Вышел в свет сборник докладов 14 Международного форума «ПАРТНЕРСТВО ГОСУДАРСТВА, БИЗНЕСА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» (7–9 декабря 2020 г., Москва).

В работе Форума принял участие президент НИИГЛОБ, который выступил в качестве модератора круглого стола и докладчика по теме «Гуманитарное измерение безопасности глобальной цифровизации как фазового перехода человечества».

 

pdf

 
 Скачать СБОРНИК ДОКЛАДОВ (рус).

 

 


 Доклад А.И. Смирнова, Президента НИИГлоБ, Генерального директора НАМИБ, профессора МГИМО МИД России.

Уважаемые коллеги!

Позвольте мне, как сомодератору данного круглого стола «Правовые механизмы противодействия использованию ИКТ-среды для вмешательства во внутренние дела суверенных государств, включая гуманитарное измерение», выступить первым. Тема моей презентации – «Гуманитарное измерение безопасности глобальной цифровизации как фазового перехода человечества».

Развитие шестого технологического уклада (на Западе известен как Industry IV) с нано, био-, инфои когнотехнологиями резко ускорило процессы цифровизации. Некоторые эксперты рассматривают глобальную цифровизацию как фазовый переход человечества, сопоставляя её, например, с переходом от аграрной к индустриальной фазе цивилизации.

Беспрецедентная революция в области ИКТ, произошедшая за последние 30 лет, наряду с прорывом в цифровизации и социализации человечества, породила принципиально новые угрозы для международной безопасности. Проблема инфогенного нарратива угроз нашла свое отражение в целом ряде решений ООН и других международных организаций. Анализ документов НАТО показывает, что их киберполитика становится все более агрессивной в контексте гибридных войн.

Для обеспечения глобального информационного доминирования НАТО используют широкий набор киберинструментария от информационно-технотронных войн (сетецентрические, информационно-алгоритмические, хакерские войны и др.) до гражданских сетевых и поведенческих войн, особенно актуальных в ходе так называемых цветных революций.

В речи при открытии Форума Президент Ассоциации Владислав Шерстюк отметил, что одним из основных стратегических вызовов современности является риск возникновения масштабной конфронтации в цифровой сфере. При этом, наряду с угрозами использования ИКТ в военно-политической сфере, киберпреступностью и терроризмом («цифровой джихад»), в последнее время резко обострилась проблема использования ИКТ-среды для вмешательства во внутренние дела суверенных государств.

 

Проблема правомерности, или справедливости, обращения к информационному вмешательству во внутренние дела других государств крайне актуальна ввиду того, что применение такого воздействия находится в настоящее время на острие гибридных и высокотехнологичных войн, ведущихся США и их сателлитами против России и её союзников.

С точки зрения международного права государства могут предпринимать меры в ответ на акты информационного вмешательства, достигающие уровня вооруженного нападения, в соответствии со статьей 51 Устава ООН и согласно их неотъемлемому праву на самооборону. При этом государства также могут адекватно отвечать на акты информационного вмешательства, не достигающие уровня вооруженного нападения, но являющиеся составной частью действий, имеющих тенденцию к перерастанию в вооруженное нападение. Имеются в виду случаи, когда самооборона является последним доступным средством из совокупности имеющихся у государства возможностей по отражению нападения, а информационное вмешательство является составной частью уже необратимых действий близкого по времени и неизбежного нападения1.
(1 См. https://www.imemo.ru/files/File/magazines/puty_miru/2019/02/08-Korostelyov.pdf )

Таким образом, единственное актуальное договорное ограничение информационного вмешательства состоит в том, что его последствия не должны достигать уровня последствий применения таких средств и способов ведения войны, которые составляют угрозу миру и в этом качестве становятся предметом рассмотрения СБ ООН.

Неопределенность трактовки данного вопроса проистекает из процесса постоянного развития обычного права и возникновения новых норм, регулирующих ведение боевых действий, а также фиктивности международного права, регулирующего угрозы ИКТ-среды. Основным политическим детерминантом формирования характера таких норм видится усиливающаяся асимметричность вооруженного и невоенного противостояния, то есть рост роли «слабых» в военном отношении государств, которые будут стремиться к балансу в международных отношениях, в том числе с использованием ИКТ и методов информационного вмешательства. Существующий в настоящее время раскол мирового сообщества по данному вопросу в ООН не способствует его решению, ибо когда отсутствует сила права, работает право силы.

Особая ответственность за международную информационную безопасность (МИБ) лежит на ключевых игроках в сфере ИКТ. В этой связи очень важное значение имеет обращение президента В.Путина к США с предложением одобрить комплексную программу практических мер по перезагрузке наших отношений в сфере ИКТ2.
(2 http://www.kremlin.ru/events/president/news/64086)

Напомню их суть.

Первое. Восстановить полномасштабный двусторонний регулярный межведомственный диалог по ключевым вопросам обеспечения МИБ на высоком уровне.

Второе. Поддерживать непрерывную и эффективную работу каналов связи между компетентными ведомствами наших стран по линии центров по уменьшению ядерной опасности, групп оперативного реагирования на компьютерные инциденты и должностных лиц высокого уровня, курирующих проблематику МИБ в рамках структур, связанных с вопросами обеспечения национальной, в том числе информационной, безопасности.

Третье. Совместно разработать и заключить двустороннее межправительственное соглашение о предотвращении инцидентов в информационном пространстве по аналогии с действующим советско-американским Соглашением о предотвращении инцидентов в открытом море и воздушном пространстве над ним от 25 мая 1972 года.

Четвёртое. Во взаимоприемлемой форме обменяться гарантиями невмешательства во внутренние дела друг друга, включая избирательные процессы, в том числе с использованием ИКТ и высокотехнологичных методов.

И наконец, последнее. Владимир Путин призвал США дать ход российско-американскому профессиональному экспертному диалогу по вопросам МИБ, не делая его заложником политических разногласий и обратился ко всем странам, включая США, выйти на заключение глобальной договорённости о принятии политического обязательства государствами о ненанесении первыми удара с использованием ИКТ друг против друга.

В ходе участия в итоговой пленарной сессии XVII ежегодного заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» 22 октября 2020 г. Владимир Путин напомнил об инициативе по восстановлению доверия в киберпространстве.

Однако через несколько дней власти США негативно отреагировали на это предложение. Помощник генерального прокурора США по национальной безопасности Джон Демерс назвал нашу инициативу «не более чем лживой риторикой, циничной и дешевой пропагандой». А госсекретарь Майк Помпео безапелляционно заявил, что Россия пренебрежительно относится к общественной безопасности и международной стабильности в киберпространстве.

Одновременно НАТО и ЕС резко усилили информационное воздействие на Россию и её союзников, как составляющую гибридной войны. Наиболее известные по своей русофобской направленности – это центры передового опыта НАТО: Таллинский центр киберобороны (CCDCOE (NATO Cooperative Cyber Defence Centre of Excellence), Рижский центр по стратегическим коммуникациям (NATO Strategic Communications Centre of Excellence), Евро пейский центр противодействия гибридным угрозам (в Хельсинки ЕС совместно с НАТО) (European Centre of Excellence for Countering Hybrid Threats), Рабочая группа ЕС по стратегическим коммуникациям (EU vs disinfo).

Феноменальный парадокс заключается в том, что данная политика сдерживания России проводится под флагом борьбы якобы с российской дезинформацией.

В этом контексте следует подчеркнуть, что 29 октября 2020 г. НАМИБ был проведен семинар по результатам исследования «Методологические вопросы применения норм, правил и принципов ответственного поведения государств, призванных способствовать обеспечению открытой, безопасной, стабильной, доступной и мирной ИКТ-среды». Один из выводов, что ИКТ-среда – юридическая фикция, заключающаяся в том, что ИКТ-среде приписывают свойства традиционной территории государства и распространяют на нее государственный суверенитет.

В ходе видеоконференции с комиссией ПА ОДКБ глава комиссии Госдумы России по расследованию фактов иностранного вмешательства во внутренние дела Василий Пискарев заявил 16 октября 2020 г. о схожести технологий, примененных для организации протестов в прошлом году в Москве, в Гонконге и в 2020 году в городах Белоруссии3
(3 https://tass.ru/politika/9737855)

 Среди этих технологий координация действий через соцсети и мессенджеры, скоординированная информационная поддержка одних и тех же иностранных СМИ, трансформация митингов в шествия, перекрытие дорог, низкий средний возраст протестующих и геймификация протеста, фейковые вбросы, постановочные фото и видеофейки. При этом данные информационные атаки совпадали с активными фазами проведения несогласованных акций.

 

В поле зрения комиссии Госдумы России находится более 10 активно действующих против России зарубежных центров подготовки на базе нежелательных в России НПО и свыше 40 их выпускников.

Как категорический императив прозвучал 26 ноября 2020 г. на заседании коллегий министерств иностранных дел России и Белоруссии в выступлении Сергея Лаврова призыв к поиску договоренностей: «В нашей повестке дня стоит вопрос международной информационной безопасности. <...> Очевидно, что без универсальных договоренностей мир рискует погрузиться в киберхаос, последствия которого могут оказаться катастрофическими»4.
(4 https://ria.ru/20201126/kiberkhaos-1586438194.html)

 

Спасибо за внимание!

 

Подписка на новости сайта.

Предварительно необходимо зарегистрироваться на сайте.

>>> Регистрация на сайте НИИГлоБ. <<<

127018, Россия, г.Москва, ул.Двинцев, д.8, офис 1,

тел.: +7 (985) 776-59-99, +7 (495) 656-20-14, +7 (916) 304-30-00

факс: +7 (495) 605-29-61, info@niiglob.ru, www.niiglob.ru

Яндекс.Метрика
Copyright © 2021. НИИГлоБ - НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ИССЛЕДОВАНИЙ ГЛОБАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. Designed by Shape5.com

При перепечатке материалов ссылка на сайт обязательна.

S5 Box

Авторизация

Регистрация

*
*
*
*
*

Fields marked with an asterisk (*) are required.