Современные информационные технологии в международных отношениях |
![]() |
![]() |
![]() |
Публикации | ||||
В МГИМО МИД России вышла в свет монография д.и.н., профессора, главного научного сотрудника Центра международной информационной безопасности и научно-технологической политики, президента НИИГЛОБ. А.Смирнова. УДК 004 ББК 32.81 C50
Рецензенты: д-р ист. наук, проф. А.В. Зинченко, д-р техн. наук, д-р юрид. наук, проф. А.А. Стрельцов д-р полит. наук, проф. Т.А. Шаклеина
ISBN 978-5-9228-1756-1 © МГИМО МИД России, 2017 © Смирнов А.И., 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие. 8 К читателю.. 10 Введение. 13 1. МЕГАТРЕНДЫ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 20 1.1. Вехи цивилизации: 1.2. Измерение информационного общества Международным союзом электросвязи 25 1.1.2. Индекс развития ИКТ в странах мира 2015-2016 гг. 27 1.3. «Интернет вещей» и технология блокчэйн — драйверы Industry 4.0 36 1.3.1. Блокчейн — новая эпоха Интернета. 40 1.4. НБИК-технологии: искусственный интеллект 1.4.1. Когнитивный компьютинг (CC) 1.4.2. Подходы России к развитию цифровых технологий 2. СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ 2.1. Концептуальные позиции России 2.1.1. Современные ИКТ как инструмент 2.2. Базовые научно-теоретические составляющие фактора «мягкая cила» 64 2.3. Фактор «мягкой силы»: 2.4. Особенности «мягкой силы» Китая. 74 2.5. Социальные сети как инструмент 2.5.1. Анализ перспективных направлений 3. ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 3.1. Особенности использования 3.1.1. Проекты исследования Оксфордским университетом использования социальных сетей 3.1.2. Нарратив уровней использования 3.2. Электронная дипломатия США.. 96 3.3. Цифровые технологии 3.3.1.«Технологии манипуляции» — 3.3.2. Цифровые фейки в международных отношениях. 121 4. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ АНАЛИЗА 4.1. Краткий обзор традиционных методов анализа. 125 4.2. Международный конфликт: 4.3. Современные методы анализа. 4.3.1. Методы прогнозирования 4.3.2. Когнитивная система анализа. 158 4.4. Ситуационно-кризисные центры 4.5. Основные структуры кризисного реагирования МИД ФРГ, Италии, и Швеции 171 4.6. Система ситуационных центров 4.6.1. Национальный центр управления обороной Российской Федерации 181 4.7. Основные параметры СКЦ МИД России.. 183 5. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ, ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ И БИОМЕТРИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАКТИКЕ.. 188 5.1. Мониторинг глобального информационного пространства информационно-аналитическими системами США и их союзников. 188 5.1.1. «Под колпаком» лидеры государств 5.2. Основные параметры 5.2.1. «Медиалогия». 196 5.2.2. ИАС «Семантический архив 4.5». 203 5.2.3. ИАС «Демон Лапласа» против террористов. 205 5.2.4. Prognoz platform.. 207 5.2.5. Иные системы прикладного анализа. 210 5.3. Геоинформационные системы 5.4. Биометрические технологии 5.4.1. Электронные визы в Россию.. 231 6. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 6.1. Ключевые положения 6.2. Особенности обеспечения информационной безопасности загранучреждений как объектов критической инфраструктуры.. 236 6.2.1. Федеральный закон «О безопасности 6.2.2. Система обнаружения, предупреждения 6.2.3. Система центров реагирования 6.3. Ботнеты, вирусы, шпионские программы 6.3.1. МИД России и его загранучреждения 6.3.2. Вирусы, шпионские программы 6.3.2.1. Каналы проникновения. 253 6.3.2.2. Угрозы шпионских программ 6.3.2.3. Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 276-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» 259 7. СПЕЦИФИКА ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ 7.1. Составляющие гибридных войн 7.1.1. Военно-политическая страта. 266 7.1.2. «Кибербомбы» Б. Обамы.. 273 7.2. Информационные технологии гибридных войн.. 275 7.2.1. Концепт «гибридной войны» России. 276 7.2.2. Гибридная война — подходы США. 279 7.2.3. Гибридные войны: базовые позиции НАТО.. 281 7.2.3.1. Саммит НАТО в Варшаве (2016) 7.2.3.2. Центр передового опыта НАТО в Таллине — идеолог кибервойн 284 7.2.3.3. Стратком НАТО в Риге — 7.2.3.4. Центр НАТО и ЕС в Хельсинки 7.2.4. Оперативная рабочая группа 7.3. Дипломатические инициативы России Заключение. 298 Приложение 1. 302 Приложение 2. 325 Глоссарий. 328 Abstract 339 Об авторе
ПРЕДИСЛОВИЕ
Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для реализации интересов человека, общества и государства в последнее время все более активно расширяет свое место в перечне факторов, определяющих направления развития человечества. Это обусловлено, с одной стороны, масштабностью последствий расширения областей применения ИКТ и использования глобальной информационной инфраструктуры для развития экономики, социальной и политической сфер многих государств мира, позволивших некоторым специалистам говорить об изменении технологического уклада жизни общества, а с другой — стремительностью, с которой информационно-коммуникационные технологии превращаются в среду реализации разнообразных общественных отношений, создавая новые условия для решения проблем обеспечения безопасности людей, частного сектора и выполнения функций государственного управления. Информационно-коммуникационные технологии существенно изменили пространство выполнения государствами внешнеполитических задач, решения проблем поддержания международного мира и безопасности.
Осмысление этого нового явления жизни национальных обществ и международного сообщества, противодействие негативным тенденциям развития и использования информационно-коммуникационных технологий для разрешения противоречий
Сложность возникающих в этой области проблем наглядно демонстрирует и неудачное завершение деятельности очередного набора (2016) Группы правительственных экспертов ООН
Автор представляемой работы, Смирнов Анатолий Иванович, главный научный сотрудник Центра международной информационной безопасности и научно-технической политики МГИМО МИД России, доктор исторических наук, профессор,
Позиция автора создает широкое пространство для дискуссий и одновременно расширяет представление о комплексном, междисциплинарном характере исследуемых процессов, порождает новые возможности для проведения научных исследований и подготовки практических рекомендаций по укреплению режима международной информационной безопасности.
Уверен, что монография А.И. Смирнова будет интересна широкому кругу читателей, а также ученым и специалистам,
Директор Института проблем информационной безопасности
В.П. Шерстюк
К ЧИТАТЕЛЮ
Планета охвачена беспрецедентной технологической революцией. Её драйвером последние полвека стали информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Их феномен поражает количественными и качественными масштабами, но главное — тем влиянием, которое ИКТ оказывают на личность, общество и государство, в том числе и на его внешнеполитическую сферу. Проводимый США и их союзниками курс на сдерживание России, оказание на нее политического, экономического и информационного давления с помощью новейших ИКТ вызвал серьезный кризис в международных отношениях. В этом контексте исключительно актуальна монография главного научного сотрудника Центра международной информационной безопасности и научно-технологической политики МГИМО МИД России (ЦМИБ), д.и.н, профессора А.И. Смирнова «Современные информационные технологии в международных отношениях», выполненная согласно плану работы ЦМИБ. Как представляется, системно проведенное исследование весьма информативно. Несомненный интерес представляет глава о мегатрендах цифровой эпохи, ибо наряду с данными Международного союза электросвязи по измерению информационного общества и индексу развития ИКТ в странах мира рассматриваются «Интернет вещей» и технология «блокчейн», как драйверы Industry 4.0. Особый интерес представляет анализ возможностей и угроз НБИК-технологий и искусственного интеллекта для матрицы национальной и международной безопасности. Детально проработаны теоретические и практические аспекты использования новейших ИКТ как «мягкой силы 2.0.» ведущих стран мира, в том числе с учетом исследований использования социальных сетей в дипломатической практике Оксфордского университета, а также различных технологий манипуляции и цифровых фейков в информационных войнах. Принимая во внимание рост конфликтного потенциала в мире, особо актуален обзор ситуационно-кризисных центров внешнеполитических ведомств ряда зарубежных стран и России, а также применяемых в них информационно-аналитических, геоинформационных и иных систем, в т.ч. когнитивного анализа и прогнозирования международных конфликтов. В условиях беспрецедентного обострения международных отношений заинтересованному читателю будет несомненно полезен анализ информационной безопасности в дипломатической практике с учетом ключевых положений Доктрины информационной безопасности Российской Федерации (2016), Федерального закона «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» (2017), Системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы России (СОПКА) и Системы центров реагирования на компьютерные инциденты (CERT). Принимая во внимание, что МИД России и его загранучреждения все чаще становятся объектами компьютерных атак, весьма важны такие практические вопросы, как методы борьбы с ботнетами, вирусами, шпионскими программами, цифровыми фейками и т.д. Завершает работу анализ специфики дипломатической деятельности в дискурсе МИБ и гибридных войн, в котором рассмотрены информационные составляющие угроз со стороны США и НАТО, включая антироссийскую деятельность центров киберзащиты в Таллине и по стратегическим коммуникациям в Риге, Центра НАТО и ЕС в Хельсинки по противодействию гибридным угрозам, а также оперативной группы по стратегическим коммуникациям ЕС. Но одной из наиболее острых и опасных в стратегическом плане является проблема возможного применения ИКТ и, в частности, Интернета в целях, не совместимых с задачами обеспечения международной и национальной стабильности и безопасности. Становится очевидным, что «поигрывание технологическими мускулами» толкает человечество в сторону конфронтации. В этом контексте безусловно полезными для читателей будет представленный в заключении анализ направленного против России закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций», который позволяет США вводить новые санкции за «деятельность, подрывающую кибербезопасность <…> в интересах правительства Российской Федерации». В противовес такому милитаристскому подходу Россия продвигает на международной арене целый ряд миротворческих инициатив в сфере МИБ. Среди них проект «Правил ответственного поведения в области обеспечения МИБ» и Концепция конвенции об обеспечении международной информационной безопасности, призванные установить «правила честной игры» в информационной сфере.
Специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества в области информационной безопасности, посол по особым поручениям, Директор Центра международной информационной безопасности и научно-технологической политики МГИМО МИД России доктор исторических наук, профессор
А.В.КРУТСКИХ
Abstract
The digital age dictates new trends in international relations.
In the book, taking into account foreign experience, the role of innovative digital technologies is considered in detail, incl. Cognitive information-analytical and geo-information systems in such topical areas as situational-crisis and electronic diplomacy.
In the context of aggravation of global competition, special attention is paid to the theoretical and practical aspects of ensuring the security of diplomatic missions, as critical information infrastructure facilities, methods of combating viruses and spyware, as well as in the discourse of threats to international information security and hybrid wars.
Given the rapid processes of strengthening the role of digital technologies in geopolitical competition, the book can be useful for a wide range of readers interested in such topical areas of international relations.
. 340 |
При перепечатке материалов ссылка на сайт обязательна.